Часто задаваемые вопросы

Да, установка общедомового прибора учета является обязательной. Согласно ФЗ № 261 расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов: собственники жилья обязаны установить коллективный прибор учета до 01.07.12.
Федеральный Закон № 261 обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления.
К коммунальным услугам для населения по Жилищному кодексу РФ относятся: горячее и холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормами действующего законодательства определено, что при государственном регулировании тарифов на коммунальные услуги должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных организацией при осуществлении регулируемого вида деятельности. Себестоимость услуг складывается из стоимости используемых в процессе производства коммунальных услуг сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, и других затрат. Рост цен на энергоносители, выполнение мероприятий по текущему и капитальному ремонту коммунальной инфраструктуры, дополнительные расходы организаций коммунального комплекса на содержание введенных в эксплуатацию новых объектов коммунального хозяйства, затраты на выполнение инвестиционных программ и другие объективные причины увеличивают себестоимость оказания коммунальных услуг. Соответственно, для сохранения стабильной работы коммунальных предприятий, требуется ежегодный пересмотр тарифов на коммунальные услуги.
Вторая составляющая расчета платы за коммунальные услуги - величина объема услуг, которая определяется по приборам учета, либо в их отсутствие с использованием утвержденного норматива потребления коммунальных услуг. Норматив потребления коммунальных услуг, согласно законодательству, это среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Анализ счет - извещений на оплату жилищно-коммунальных услуг показывает, что в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, платежи, в большинстве случаев, значительно меньше, чем в квартирах, где при отсутствии индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов оплата коммунальных услуг производится по нормативам потребления коммунальных услуг.
Индивидуальный счетчик лишь позволяет вносить плату за фактически потребленный объём ресурсов, но не решает задач по контролю за состоянием домовых сетей и соответствия оказываемых услуг принятым нормам.
Установка общедомового прибора позволит собственникам:
- контролировать соответствие параметров предоставляемых ресурсов нормативным показателям;
- фиксировать факты утечки в системах водоснабжения и теплоснабжения жилого дома;
- исключить потери воды от ЦТП до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями - убытки за потери на магистральных сетях будут нести ресурсоснабжающие организации;
- обязать компенсировать потери ресурсов в домовых сетях свою управляющую компанию в случае, если все собственники жилья установят индивидуальные приборы учета;
- перейти на оплату за фактическую величину потребленного ресурса;
- получить реальные возможности для ресурсосбережения.
Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила) установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета - приобретение электросчетчиков, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должно быть обеспечено собственником жилого или нежилого помещения за свой счет.

Подпунктом (д) пункта 34 Правил установлена обязанность потребителя обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 июня 2008 года №102- ФЗ «Об обеспечении единства измерений» приборы учета, по которым осуществляются расчеты за потребленную электроэнергию в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке исправности и достоверности показаний. Межповерочный период для индивидуальных приборов учета в основном составляет от 8 до 16 лет, он указан в паспорте электросчетчика и в акте приемки прибора учета в эксплуатацию, а так же на пломбе госповерителя счетчика.

В соответствии с пунктом 81(12) Правил в случае истечения межповерочного интервала поверки прибор учета считается вышедшим из строя, его показания не принимаются к учету, в результате чего расход электроэнергии в жилом помещении начисляется потребителю по нормативу потребления электроэнергии и количеству зарегистрированных жителей.

Согласно постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"



Приложение N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов



Выдержка:



4. Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:


а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:



Pi = ni x Nj x Tкр,



где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;



а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):



Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,



где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;


б) в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.